26 марта 2021 года на территории БУ Природный парк «Птичья гавань» состоялся семинар: «Научно-исследовательская деятельность с учащимися в сфере сохранения водных ресурсов» в рамках Международного Дня воды.
Цель семинара: обмен методиками организации научно-исследовательской деятельности с учащимися, а также рассмотрение опыта проведения исследовательской деятельности в сфере сохранения водных ресурсов.
Задачи семинара:
- рассмотреть специфику написания научно-исследовательских работ с учащимися;
- сформировать представление у учащихся о методах написания исследовательских работ;
- определить какими умениями должны обладать учащиеся в области научно-исследовательской деятельности, как развить исследовательские способности ребенка.
В семинаре приняли участие учащиеся и педагоги 7 образовательных учреждений г. Омска (БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр», БОУ г. Омска «СОШ №118», БОУ г. Омска «СОШ №39 с УИОП», БОУ г. Омска «СОШ №142», ФГБОУ ВО «ОмГУПС», БОУ г. Омска «СОШ №95», ФГБОУ ВО «ОмГАУ»). Общее количество участников 35 человек.
Семинар провел кандидат биологических наук кафедры экологии, природопользования и биологии ФГБОУ ВО «ОмГАУ им. П.А. Столыпина» Королев Александр Николаевич, рассказал об основных разделах научно-исследовательской и проектной работы.
Основной целью научно-исследовательской и проектной работы является направленное приобретение учащимися опыта организации собственной исследовательской деятельности.
Во время беседы он подчеркнул, что проектная и научно-исследовательская деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Александр Николаевич выделил четыре направления проектной деятельности:
1) познавательный проект – направленный на изучение причинно-следственных связей в объекте (например, «Фауна и экология чешуекрылых какой-то местности», или «Эпифитная лихенофлора того или иного города»);
2) практический проект направлен на достижение конкретного утилитарно значимого результата (например, «Экологический паспорт школы», «Учет и паспортизация родников с экологической оценкой состояния воды, используемой для питья местным населением», «Экологическая тропа какого-либо участка»);
3) проект коммуникативного характера, нацеленный на общение между удаленными участниками экодвижения или сообщение сведений для населения определенной местности;
4) комплексный проект (большинство проектов по экологии как раз носит такой комплексный подход) – охватывает несколько значимых целей.
Педагоги и обучающиеся образовательных учреждений изучили особенности исследовательской деятельности по экологии:
- проблемный характер и поисковую направленность;
- объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается за счет систематических комплексных исследований данного объекта;
- экологические исследования – это сочетание теоретических, практических знаний и экологической культуры;
- для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех.
Особое внимание было обращено на формы экологической работы в школе:
а) групповая проектная деятельность (научно-исследовательские группы);
б) научно-практические школьные конференции;
в) участие в олимпиадах;
г) участие в районных и городских НОУ, конференциях;
д) участие в областных научных конференциях;
е) участие в региональных, всероссийских и международных форумах, например, «Великие реки», «Белая берёза», «Водные проекты» и т. д.;
ж) экологические кружки;
з) экологическая агитбригада.
Объектом экологических исследований является экосистема, ее компоненты, а также процессы, в которых она участвует.
Во время беседы были рассмотрены основные этапы исследовательской деятельности по экологии.
- Подготовительный (литература, оборудование).
- Экспериментальный (опыт, описание).
- Камеральный (обработка данных).
- Аналитический (выявление причинно-следственных связей).
- Отчетный.
- Информационный.
- Практический (участие на конференциях, конкурсах, олимпиадах).
Кроме этого слушатели подробно рассмотрели и разобрали структуру проектной и научно-исследовательской работы:
- Введение.
1.1 Постановка проблемы (актуальность: теоретическая и практическая значимость).
1.2 Цели и задачи.
- Обзор литературы по проблеме.
- Материалы и методика.
3.1 Сроки исследования и объём собранного материала.
3.2 Методика проведения исследований (с обязательными ссылками на используемую традиционную методику).
- Результаты и обсуждение.
- Практические рекомендации.
- Заключение (основные выводы по работе).
- Литература (список используемой литературы).
Ведущим семинара были озвучены примерные темы исследовательских проектных и учебно-исследовательских работ учащихся в сфере сохранения водных ресурсов:
- Амфибии в мониторинге окружающей среды.
- Анализ качества воды и состояние водозаборных сооружений города.
- Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях.
- Видовой состав и численность водоплавающих и околоводных птиц в осенний миграционный период в устье реки (пруду)
- Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.
- Влияние экстремальных экологических условий на состояние рыб в реке.
- Динамика численности и биомассы дождевого червя (Limbricusterrestris) в естественных и антропогенных экосистемах.
- Изучение экологического состояния реки.
- Изучение экологического состояния реки или озёра.
- Изучение экологического состояния родников и прилежащей к ним территории (на конкретном примере).
- Исследование воды озёр района.
- Методы исследования экологического состояния реки и использование его в оценке антропогенного воздействия.
- Оценка состояния экосистемы озера или реки.
- Сравнительный анализ качества воды в реке и ее притоках.
- Экологическая характеристика водоёмов.
- Экологическое состояние пруда.
- Экологическое состояние родников.
- Эколого-географические проблемы реки.
Учащимися были представлены лучшие исследовательские работы в области изучения водных объектов: «Изучение биоразнообразия Государственного природного заказника регионального значения «Озеро Ленёво», «Исследования разнообразия водной и прибрежно-водной макрофитной флоры озера Батаково», с целью проведения анализа данных работ. Участники семинара были разбиты на три группы для обсуждения работ и представления своих экспертных заключений.
В конце семинара были подведены итоги и выданы сертификаты участникам.