С 23 по 25 марта 2021 года на территории БУ Природный парк «Птичья гавань» состоялся сбор лидеров «Чистая река – здоровый город» в рамках Международного Дня воды. Мероприятие проводилось с целью повышения уровня информированности о проблемах, связанных с загрязнением водных ресурсов, разработки проектных идей, направленных на улучшение экологического состояния пресных водоемов.
В сборе приняло участие 60 человек из 14 образовательных учреждений г. Омска (БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр», БОУ г. Омска «СОШ 39 с УИОП», БОУ г. Омска «Гимназия № 147», БОУ г. Омска «Гимназия № 43», БОУ г. Омска «СОШ № 41», БОУ г. Омска «Гимназия № 84», БОУ г. Омска «СОШ № 118», БОУ г. Омска «Гимназия № 64», БОУ г. Омск «СОШ № 110», БОУ г. Омска «СОШ №73 с УИОП», БОУ г. Омска «СОШ №142», БОУ г. Омска «СОШ №109», БОУ г. Омска «Гимназия № 123 им. О.И.Охрименко», БОУ г. Омска «СОШ № 162»).
Сбор проводился в течение трех дней. В первый день юные экологи познакомились с основными источниками загрязнения водных объектов, выяснили, какую роль вода играет в жизни человека, определили основные экологические проблемы Омской области связанные с водными ресурсами (соседство рек и озер с промышленными предприятиями и сельскохозяйственными комплексами, которые сбрасывают сточные воды и хозяйственно-бытовые стоки). Беседа сопровождалась презентацией. Для закрепления полученного материала с ребятами была проведена деловая игра, в рамках которой дети работали в группах по разработке решения экологической проблемы водных объектов. Ведущий раздал лист с конкретной проблемой, которая существует на озере Эбейты, расположенном в Омской области. Затем каждая команда предлагала решение этой проблемы и представила свои идеи в форме защиты. Затем ребята высказались, что им запомнилось и понравилось за день, что нового они узнали.
Второй день сбора был посвящен теме «Способы очистки воды на производстве», на котором они узнали, каким образом вода может быть очищена перед отправкой на очистные сооружения Водоканала или стоком в водоем. Представлена презентация, в которой были подробно рассмотрены методы очистки воды на производстве: механические (являются наиболее дешевыми и применяются для выделения твердых частиц), химические (используются для нейтрализации в сточных водах неорганических примесей), физико-химические (используются для фильтрации грубо - и мелко- дисперсионных частиц), биологические (используются для нейтрализации растворенных органических соединений). Для закрепления и получения практических навыков с юными экологами была проведена деловая игра. Работа проводилась в мини-группах по 5-6 человек. Каждая мини-группа должна была составить список из 7 факторов, которые кажутся им наиболее важными для составления правильной системы очистки на предприятии. Затем были подведены итоги игры: насколько быстро и слаженно ребята смогли составить список, быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации, о каких фактах долго спорили, можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно, чему ребята научились в этом упражнении? Ведущий провел рефлексию с участниками сбора: что нового и интересного узнали, какую пользу для себя вынесли во время проведенных мероприятий.
В заключительный третий день сбора ребята выполняли различные практические упражнения, направленные на закрепление теоретического материала. Проведена деловая игра «У озера» с целью закрепления навыков управления природопользованием на практике. Действие игры разворачивалось в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 предприятий, расположенных на берегу озера. Предприятия производили продукцию, на изготовление которой требовалось много воды. Эту воду они брали из озера. Отработанная вода (промышленные стоки) сбрасывались в озеро. Для каждого предприятия в течение одного технологического цикла, равного месяцу, могло быть реализовано одно из следующих решений: 1) сброс неочищенных стоков; 2) очистка отработанной воды; 3) применение штрафных санкций к загрязнителям озера; 4) премирование тех, кто очищает стоки. Принятое решение оценивалось определенным количеством очков, которое означало прибыль предприятия за месяц. Цель каждого предприятия – набрать возможно большее количество очков, т.е. максимизировать прибыль. После завершения игры участники проанализировали результаты, оценили эффективность избранных предприятиями стратегий использования водных ресурсов, определили основные направления улучшения водопользования в данной хозяйственной системе.
В завершение сбора ведущим были подведены итоги трехдневной работы. В течение трех дней, ребята слушали познавательные лекции о загрязнении пресной воды и способах ее очищения на производстве, а для закрепления материала выполняли интересные задания, предварительно поделившись на команды. Юные экологи придумывали различных мифически персонажей, которые могли бы помочь в решении экологических проблем; соревновались в знании речных обитателей; решали, какой способ очищения воды самый лучший и даже пробовали создать свою систему очистки воды. Все ребята хорошо провели время, обрели новых друзей, научились работать в команде и получили сертификаты, а самые активные были награждены ценными призами и благодарственными письмами.